Scent of Memory: smell and classical music performance — Ароматно-музыкальная классика

Australian Art Quartetʹs (Австралийский Арт-Квартет) представляет новый формат своего выступления с включением обоняния.

«Мне кажется или я чувствую запах маминых духов, которые транспортируют меня в детство. В комнате мамин туалетный столик, на нем разные вещицы, вспоминаю с тоской, как она прихорашивалась перед выходом на улицу. Ее духи с особой свежестью, теплым воздухом горячих щипцов, пудрой и румянами — олицетворение многообещающего, с пьянящей свободой взрослого мира, который где-то далеко впереди».

Австралийский Арт-Квартет знает силу аромата. В шоу «Аромат воспоминаний», которое прошло в художественной галерее Yellow House Sydney, звуки ароматов смешиваются со звуками произведений Чайковского, Гурджиева и Маунтфурта.

Сезон 2016 Арт Квартет начали с толчка любителей классической музыки, призыва выхода из привычного восприятия. Их идеи воплотились в проекте «Аромат воспоминаний», нежного, мягкого и очень чувственного опыта.

Созданием запахов занялся мексиканец по рождению, получивший образование в Париже, нью-йоркский парфюмер Карлос Хубер. Будучи архитектором и защитником исторических ценностей Хубер видит ингредиенты аромата, “как цвет в живописи”.

Опытный рассказчик перед каждым музыкальным произведением, Хубер описывает, как были задуманы и построены ароматы, каждый из которых предназначен для возбуждения определенных исторических моментов или создания настроения.

“Запахи обходят рациональное мышление – это чистой воды эмоции,” – делится художественный руководитель Арт-квартета Джеймс Бек. “Они могут вызвать давно забытые воспоминания, реализуя идею дремлющей части нашего мозга”.

Бек хочет, чтобы мы “вышли из своих раковин” и стали воспринимать классическую музыку в новом, более широком смысле. “Мы не можем просто сидеть здесь в одежде черного цвета и ждать, когда к нам придут слушатели», — говорит он. “Речь идет о тех людях, которые не обязательно имеют знания академической или классической музыки”.

Арт квартет, к сожалению, не нашел устройств для распространения запахов: обратился к простой бумаге и палочкам для нанесения ароматов.

Для произведения Арво Пярта Фратрес, «четверка» приглашает нас в путешествие не в 70-е годы прошлого столетия, когда было сочинено произведение, а в 17-й век, в Японский галеон Тихого океана. Одновременно слышны звуки аромата с нотами специй, черного перца, испанской кожи, ладана.

Далее следует: мыльный, свежий аромат шалфея, корицы, цветков апельсина и марокканского розмарина, в симбиозе с музыкой мексиканского композитора Артуро Маркеса. Сменяется на аромат с нотами кокоса и чили, представляющих богатство Нового Света, под музыку Георгия Гурджиева.

Затем звучит мужественность с едва заметными нотками шампанского и цветов в произведении Чайковского «Скерцо» Квартета № 1.
Это напоминание об ушедшей эпохе, о мужчинах в черных смокингах, регулярно посещавших оперу.

Комментарий от эксперта ITNose Щемелиновой Ольги Олеговны:
«Не случайно компоненты, образующие аромат, называют нотами, их гармоничное сочетание аккордами. Ароматы, как и музыка-творение человека, частичка его души».