Новая технология позволяет рассказчикам экспериментировать, объединяя аромат с рассказом.
Музей движущегося изображения в Нью-Йорке (The Museum of Moving Image) организовал интригующее мероприятие, Sensory Stories (Чувственные рассказы): выставку, демонстрирующую возникновение новых впечатлений во время чтения. Для создания мероприятия была привлечена большая группа специалистов по арт-технологиям. Создатели выставки стремились охватить как можно больше возможностей современных технологий: виртуальную реальность, экспериментальное кино, дизайн интерфейса, игры и другие развивающие медиа, которые заставляют посетителей задуматься над тем, как повествование в сопровождении аромата трансформируется в чувства.
«Представьте себе бесконечную историю с набором визуальных образов, которые развиваются с вами на протяжении вашей жизни» Чарльз Мелчер
Одна из работ, которая обратила на себя наше внимание (точнее нос) — это Goldilocks and the Three Bears: The Smelly Version (Маша и три медведя – обонятельная версия). Это первая обонятельная сказка (в книге по сюжету можно почувствовать разные ароматы).
Чарльз Мелчер, основатель и руководитель группы специалистов по арт-технологиям, делится своими впечатлениями в области будущего сторителлинга:
- Не могли бы Вы рассказать о важности обонятельной истории и её потенциале?
В настоящее время мы находимся на примитивной стадии цифрового сторителлинга. Постигая возможности обоняния человека, мы понимаем, что развитие обонятельного сопровождения может изменить наше восприятие и стать решающим шагом в виртуальном мире. Такие разработки как «Маша и три медведя» двигают нас в направлении вовлечения всех чувств во время чтения рассказа. С этим приходит дополнительная возможность глубоко погрузиться в историю. Я считаю, что подобное издание приведет к более эмоциональному повествованию.
- Аромат вызывает определенные воспоминания и чувства, что может стать хорошим стимулом для сторителлинга и СМИ в целом. Принято считать, что запахи имеют субъективную оценку, ассоциацию и впечатления у каждого человека. Возможно ли вызвать одинаковые реакции на одни и те же ароматы у широкого круга людей?
В «Маше и три медведя» мы выбрали универсальные ароматы – лимон, шоколад, кофе, цветы – с которыми знаком каждый человек. Обонятельные переживания во время чтения позволят читателю оказаться внутри героя и вместе с ним переживать его эмоции. Запахи поступают напрямую в мозг без обработки. Я чувствую, что они совместимы, и есть большое поле деятельности для изучения их взаимосвязи. Мы использовали технологию “Потри и понюхай”, когда при потирании поверхности выделяется аромат. Я чувствую, что появилась возможность создать ароматический трек для романа, который может быть столь же удачным, как музыкальный трек для фильма.
- Акцент на сенсорную историю будет развивать наш нос, ведь мы постоянно подвержены воздействию широкого спектра запахов? Большинство носов людей сейчас дремлют, что будет, когда они проснутся?
С развитием грамотности люди стали больше читать, больше производить книг, количество слов увеличилось в разы. Симбиоз аромата и рассказа разработает наши носы и со временем позволит нам различать гораздо больше запахов и знать в совершенстве язык обоняния.
Выставка Future of StoryTelling будет проходить в Phi Centre в Монреале (Канада) с 11 августа по 27 сентября.
Саммит Future of StoryTelling пройдет 8 и 9 октября в Нью-Йорке.